Перед архитектурой и искусством того периода стояла задача возвеличивать не только империю, но и самого императора, его достижения и успехи. Эта цель и придала стилю характерные черты – великолепие, торжественность, массивность объектов и показное богатство декора. В архитектуре это отражалось в изобилии монументальных сооружений – колон, памятных обелисков, триумфальных арок. Для декорирования мастера широко использовали мотивы, направленные на восхваление воинской доблести (шлемы и доспехи, орлы, лавровые венки, скрещенные копья, мечи и т.д.). Интерьеры в данном стиле отличались упорядоченностью и симметрией, достаточно четкими формами. Также стилю ампир были характерны массивные украшения из металла, тяжелые драпировки, настенные картины в шикарных рамах и ковры. Несмотря на то, что мотивами декорации являлись элементы военной истории Рима, стиль оставался достаточно романтичным. Возможным это становилось за счет древнегреческих мотивов, которые проявлялись во всех элементах декора, которые были характерны архитектуре Франции, после посещения Египта Наполеоном. В ампире удачно сочетались романтика Египта и военные мотивы Древнего Рима, сохраняя общность стиля.
Интерьеры дворцов были щедро украшены разнообразными живописными рельефами, панно, напоминающими сфинксов, античной мебелью, вазами и т.п. Мебель ампир отличается массивность, прямоугольными формами и небольшой высотой, в цветах предпочтение отдается темным оттенкам – каштановому черному, широко использовалось красное дерево. Кресла характеризовались низкими спинками, широтой и мягкостью, популярность приобретала кожаная мебель.
Для декорирования интерьеров и мебели широко используются накладки из золота и бронзы, напольные светильники. Среди новинок стиля необходимо выделить узкие витрины, серванты для расстановки фарфоровой посуды, круглые столы, в изобилии начали использоваться зеркала. Для придания большей привлекательности окнам, в ампире начали широко использовать тюль и шелковые шторы, причем предпочтительными являлись розовый, зеленый, голубой оттенки. Для карнизов использовалось красное дерево, украшенное позолоченными и бронзовыми орнаментами.
В середине девятнадцатого века ампир постепенно начал вытесняться разными эклектическими течениями.
Автор материала: Горбунов Олег Вячеславович
Инженер строительного контроля, стаж 28 лет